Проведение мозгового штурма, этапы мозгового штурма, технология мозгового штурма, правила мозгового штурма, использование мозгового штурма, виды мозгового штурма, процесс мозгового штурма, использование метода мозгового штурма | Проектная компания Высь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ КОМПАНИЯ

ВЫСЬ

Высь - это проектная компания высокого уровня, осуществляющая качественное проектирование объектов любой сложности, от создания 3D-модели до полного комплекта технической документации и внедрения в производство.
Создание 3D моделей

Подпишитесь на наши новости:

Интересные проекты, приёмы и многое другое



     


Проведение мозгового штурма

 

Поиск новых идей является самым важным моментом в разработке новых продуктов, в повышении эффективности процессов, в совершенствовании продуктов и в решении совершенно различных задач. Проведение мозгового штурма это один из самых эффективных методов поиска новых идей. Процесс мозгового штурма уникален и обладает огромным потенциалом, поэтому он востребован на многих предприятиях, но, чтобы метод мозгового штурма дал результаты необходимо правильно его провести.

 

Организацией мозгового штурма необходимо владеть каждому руководителю современного предприятия: генеральный директор, технический директор, директор по экономике, по развитию, заместители директора, главный инженер, главный технолог, начальники отделов, маркетологи и многие-многие другие. Все руководители вовлечены в процессы разработки новых продуктов, совершенствования действующих продуктов, повышения эффективности предприятия, увеличения ее прибыли и в решения множества других задач.

 

Правила мозгового штурма

 

Этапы мозгового штурма

В мозговом штурме принимают участие: ведущий мозговым штурмом, участники мозгового штурма и комиссия по отбору идей.

1. Постановка задачи. Формирование состава участников мозгового штурма, состава комиссии и ведущего. Выбор способа штурма, создание атмосферы. Сбор участников и формулирование задачи.

2. Генерация идей. Ведущий объявляет задачу, и участники высказывают все возможные идеи в том числе абсурдные и не реальные. Все. абсолютно все идеи. Критика идей на этом этапе не допустима. Никакой критики ни отрицательной, ни положительной.

3. Отбор идей. Сортировка идей по категориям и выявление идеальной идеи. Рассмотрением идей занимается специальная комиссия. В отличие от предыдущих этапов, на этом этапе критика идей обязательна. Этим этапом часто пренебрегают, однако не стоит относиться к нему снисходительно. Именно на этом этапе возможно отсеить самую лучшую идею, а выбрать худшую. Поэтому этот этап не менее ответственен.

Чтобы мозговой штурм прошел максимально эффективно, необходимо соблюдение правил мозгового штурма.

 

Этапы мозгового штурма

 

Правила мозгового штурма

1. Никакой критики. Это правило № 1 любого мозгового штурма. Участники не должны бояться высказывать свои идеи, так как любая критика, пусть даже незначительная, просто улыбка, взгляд со стороны любого другого участника может подействовать удручающе и большинство участников могут уже начать обдумывать свои идеи в голове, прежде чем их высказать, что недопустимо. Необходимо высказывать всё, что пришло в голову. Так как, возможно, что даже совершенно абсурдная, дурацкая идея принесет максимальную прибыль и всемирную славу компании. Поэтому абсурдные идеи не только разрешаются, а больше приветствуются.

Тоже самое касается положительной критики, она может также подействовать на других участников. То есть никакой критики, вообще никакой.

2. Атмосфера мозгового штурма. Чтобы люди не боялись высказываться необходимо расслабить подсознание, убрать все ограничения и страхи участников, особенно страхи критики и т.д. Для этого необходимо максимально позитивная атмосфера, желательно уравнять ранги всех участников, все участники равноправны, никто никем не командует. Есть только 1 ведущий, а все остальные участники. Можно есть сладости, так как глюкоза полезна для мозга, это тоже создает атмосферу. Это достаточно веселая атмосфера, это атмосфера игры, праздника. Но напрягать мозг будут все, нужна продуктивная работа мозга. Именно уничтожение ограничений даст работать мозгу продуктивно, широко, эффективно, высоко, с высоким КПД. Желательно вдохновить участников на успех, чтобы они все почувствовали свою уникальность, безграничные возможности своего мозга.

Желательно мозговой штурм проводить в не привычных стенах, не дома, не в офисе, так как старые стены будут направлять участников двигаться по старым, накатанным путям. Старые стены будут ограничивающими якорями, а нужен высокий полет, вдохновение, озарение участников, нужно вывести их из привычных рамок. Поэтому для появления новых идей необходима новая обстановка, новые стены, можно на улице в парке или других местах, но новых. Также необходимо много кислорода, перерывы, выходы на прогулки и т.д.

 


3. Участники. Чем больше участников, тем разнообразнее идеи и соответственно больше идей, т.е. тем лучше. Участники могут быть из разных сфер деятельности, разных рангов, разных возрастов, т.е. совершенно разные. Желательно приглашать в мозговой штурм талантливых, позитивных людей, людей, заинтересованных в результате, с большим профессиональным и жизненным опытом и т.д. Различный всесторонний опыт людей будет выдавать совершенно разные идеи.

4. Постановка задачи. Ведущий мозгового штурма должен грамотно поставить задачу, чтобы ее понял каждый участник мозгового штурма и все участники решали одну и туже задачу. Можно задать уточняющие вопросы участникам, чтобы убедиться, что все поняли задачу верно.

5. Не останавливаться. Если мозговой штурм прошёл, но идеальное решение не достигнуто, то ни в коем случае не сдаваться. В больших корпорациях бывало мозговой штурм длился несколько месяцев, больше полугода, на протяжении которого ведущие топ-менеджеры еженедельно собирались на мозговой штурм для решения их огромной задачи. В крупных компаниях мозговой штурм может длиться по несколько дней или недель, прежде чем появится идеальная идея. Порой не знаешь, когда появилась идеальная идея, просто продолжается высказывание идей, возможно найдется еще более совершенная идея. Фокус на количество идей. Идеальная идея будет найдена на этапе рассмотрения идей. Долго заседать нельзя, если прошел час, идеи исчерпались, объявляется перерыв в виде прогулки или пробежки на свежем воздухе для притока кислорода в мозг.

6. Максимальное количество идей. Необходимо максимальное количество идей, не ставить никаких ограничений, рамок или пределов на количество идей. Сначала участники будут предлагать первые попавшиеся идеи, но, когда они исчерпаются они начнут уже предлагать более интересные и оригинальные идеи. Можно объединять различные идеи в одну идею, или наоборот дробить идею на несколько т.д. Можно применять ТРИЗ и другие приёмы для генерации идей.

7. Порядок озвучивания идей. Если среди участников есть лица высшего ранга, хоть они в процессе мозгового штурма не выделяются, но все же следует озвучивать идеи по мере возрастания ранга, чтобы не было согласия с начальством. Это необходимо делать скрыто, иначе выделение рангов принизит других участников, что изменит атмосферу.

8. Записи. Желательно записывать всё, что приходит в голову каждым участником. Конечно ведущий ведет записи всех, предложенных идей на стене или в компьютере. Но и записи всех участников будут не лишними, хоть и не обязательными. Атмосфера главнее, комфорт участников, не обремененность лишним важно, скорее они сами будут писать для себя, но принуждать нельзя.

9. Привлечение дополнительных людей. Если мозговой штурм всё не дает большого количества идей, нужных идей, то допускается привлечь к участию новых людей.

10. Средства. Можно применять различные средства – карандаши, ручки, доски, бумагу, маркеры, книги, учебники, интернет, всё что участникам будет нужно, комфортно, нужно им дать.

11. Ничего не отвлекает. Ничто не должно отвлекать участников мозгового штурма, желательно выключить все телефоны, почты, мессенджеры, телевизоры, радио, будильники, напоминалки и другие отвлекающие устройства и средства связи. Сосредоточиться на задаче, ощущение подключения к коллективному, всеобщему разуму.

История создания мозгового штурма

Мозговой штурм был разработан Алексом Осборном в конце 30-х годов одним из основателей рекламного агентства суперпрофессионалов BBD&O. В 1942 году он издал книгу, в которой отразил первый вариант мозгового штурма, который и использовал со своими сотрудниками ранее. Он говорил: «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня». «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель». «Количество идей переходит в качество, чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи, причем лучшие идеи приходят не сразу.»

Преимущества мозгового штурма

1. Общая работа нескольких людей над одной задачей обладает синергетическим эффектом, т.е. работая по отдельности множество идей не было бы рождено, и уровень идей был бы не тот. Синергия, это когда 1+1 не равно 2, а может равняться 3, 10, 100, 1000… и т.д., т.к. вместе люди добиваются большего за меньшее время. А также 1+1 может равняться и 0, -10, -100, -1000… и т.д., смотря какие люди складываются. Поэтому желательно выбирать положительных, позитивно настроенных людей.

2. Команда, которая, благодаря мозговому штурму, нашла идеальное решение, становится ярым ее защитником, на пути к реализации. И она добьется своего. Это лучше, чем реализовывать чужие идеи.

3. Усиливает настрой на доверие участников мозгового штурма, в виду особой атмосферы.

4. Участники с различными знаниями и опытом, с различными профессиями образуют новые стыки информации, которые приводят к новым идеям.

Технология мозгового штурма довольна проста, но требует выполнения всех требований и правил, как собственно и любая другая технология. Важно знать и правильно применять технологию мозгового штурма. Существуют разные виды мозгового штурма, классический вариант был разобран. Использование мозгового штурма дает высокие результаты, поэтому можно проводить их чаще для достижения выдающихся результатов.

Проведение мозгового штурма возможно как коллективно, а также и индивидуально, еще нет научных доказательств, что один человек не может создать идеальное решение. Возможно больше времени займет, но возможно всё. Если у Вас нет команды проводите мозговой штурм сами, если есть проводите его правильно.

Также, возможно, Вам будет интересно:
ТРИЗ
Разработка новых продуктов
Кайдзен
Бережливое производство
Импортозамещение
диверсификация производства
Разработка производственной стратегии