Грузоподъемные механизмы и машины используются в различных отраслях — строительстве, металлургической, нефтегазовой и других видах промышленности.
— Краны (башенные, стреловые, мостовые, кабельные и т.д.).
— Лифты (грузовые, пассажирские и т.д.).
— Манипуляторы (на автомобилях, судах, жд платформах, стационарные и т.д.).
— Подъемники (скиповые, строительные, шахтные и т.д.).
— Грузоподъемные столы.
— Тельферы (стационарные, передвижные, канатные, цепные и т.д.).
— Тали (лебёдки).
— Устройства грузозахватные (механические грузоподъемные клещи, траверсы и т.д.).
— Эскалаторы.
— Конвейер пассажирский.
Существуют специальные грузоподъёмные механизмы и машины для более узких задач. Они разрабатываются и проектируются по конкретным техническим заданиям.
ГОСТ 15150 оговаривает исполнения для различных климатических районов. Например, для эксплуатации ГПМ на суше, озере или реке существуют следующие климатические исполнения:
1. У – для макроклиматического района с умеренным климатом.
2. УХЛ — для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом.
3. ТВ — для макроклиматического района с влажным тропическим климатом.
4. ТС — для макроклиматического района с сухим тропическим климатом.
5. Т — для макроклиматического района как с сухим, так и влажным тропическим климатом.
6. УТ — для макроклиматического района как с умеренным, так и тропическим климатом.
7. О — для всех макроклиматических районов на суше, кроме климатического района с антарктическим холодным климатом
К макроклиматическому району с умеренным климатом относятся районы, средняя из минимальных и максимальных температур воздуха находится включительно в пределах от -45 до +40 градусов С.
К макроклиматическому району с холодным климатом относятся районы, где средняя из минимумов температур находится ниже -45 градусов С.
Это очень важный момент, так как для каждого климатического исполнения используются свои определенные марки материалов, конструктивные особенности и другие факторы при проектировании и создании грузоподъемных механизмов.
РОСТЕХНАДЗОР ГПМ
ГПМ относятся к опасным производственным объектам (ОПО) и контролируются РОСТЕХНАДЗОРОМ. Перед пуском грузоподъемного механизма нужно поставить на учет в РОСТЕХНАДЗОРЕ в обязательном порядке все ГПМ, кроме оговоренных в п. 148 ФНП.
В случае ремонта с составлением нового паспорта, реконструкции, передачи ГПМ новому владельцу, перестановки крана мостового типа на другое место необходима перерегистрация ГПМ в РОСТЕХНАДЗОРЕ.
Проектирование ГПМ
Проектирование опасных производственных объектов, таких как грузоподъемные механизмы и машины относится к видам деятельности в области промышленной безопасности. Поэтому специалисты, занятые разработкой проектной, конструкторской и иной документации, связанной с эксплуатацией ОПО, должны быть аттестованы по вопросам безопасности в РОСТЕХНАДЗОРЕ.
Все металлоконструкции грузоподъемных механизмов и машин должны проектироваться в полном соответствии с ГОСТами и другими нормативными документами.
— ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
— ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
— ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам.
— ГОСТ 14892-69
— И множество других стандартов.
При проектировании ГПМ создается 3d-модель, благодаря которой возможно проведение всех прочностных расчетов на нагрузку, на которую предназначен данный ГПМ с учетом нагрузки испытания, т.к. необходим запас прочности. А также разрабатывается конструкторская документация.
Резюме
Грузоподъемные механизмы и машины являются опасными производственными объектами, поднадзорными РОСТЕХНАДЗОРОМ. Проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатация ГПМ осуществляется аттестованными специалистами.
Все ГПМ создаются под конкретные условия эксплуатации, климатические условия и другие особенности, оговоренными в ТЗ. Разработка ведется полностью в соответствии с ГОСТами и другой нормативной документацией.