Диверсификация производства предприятия, стратегии диверсификации производства, виды диверсификации производства | Vys

Подпишитесь на наши новости:

Высокие технологии


Диверсификация производства предприятия

 

Как правило, работа производства начинается с одного рода деятельности, который охватывает узкую область сегментов рынка. В случае удачного развития организация постепенно увеличивает количество изготавливаемого товара. Однако такая политика не всегда действенна. Она может не соответствовать жестким условиям современной конкуренции, в результате чего не всегда возможно устойчивое положение на рынке. Такие случаи часто происходят с предприятиями, которые специализируются на производстве специфического товара. Таким образом, развитие только одного направления может отрицательно сказаться на доходах.

 


Решением данной проблемы является диверсификация производства предприятия. Она представляет собой комплекс мер и изменений, которые направлены на расширение области производства. К ним относятся увеличение объемов продукции, освоение новых сегментов рынка и рыночных отношений. Все эти меры рассчитаны на улучшение функциональности производства и его дохода.

Преимущества диверсификации

Такая политика позволяет выйти за рамки начального бизнеса. Она способствует увеличению активности производства. Данная стратегия имеет следующие преимущества:

• возможность расширить область сегментов и выйти из отрасли, которая перестала быть прибыльной;

• снижение зависимости от изменений в пределах одного рынка;

• повышение влиятельности и кредитоспособности;

• избегание дополнительных рисков.

Такая стратегия очень популярна в европейских фирмах, она часто становится основой политики.

Стратегии диверсификации производства

Для каждого предприятия должен рассчитываться уникальный комплекс мер, принимающий во внимание особенности отрасли, возможные изменения в выпуске товара и количество средств, которые будет необходимо применить на определенном этапе развития. Стратегии диверсификации производства могут быть следующими:

1. Адаптация. Достижение максимально возможного ассортимента и объема с использованием уже имеющихся ресурсов и оборудования.

2. Расширение. Изменение принципов организации и увеличение оборудования предприятия, закупка недостающих машин. Такие перемены оптимальны, если для создания новой системы не хватает небольшого количества элементов.

3. Слияние. Объединение производств, которые работают в одной отрасли, но отличаются спецификацией. Этот способ позволяет охватить максимальное количество сегментов одного рынка.

4. Концентрация. Создание товаров или услуг, которые будут дополнять уже имеющееся производство. Такие действия направлены на улучшение потребления продукта.

5. Конгломерация. Введение новой отрасли бизнеса, которая никак не связана с уже имеющимися сегментами. Такая политика действенна при выборе развивающихся и востребованных отраслей. К такой стратегии прибегают, когда знания и технологии позволяют развиваться в новой области.

Выбор правильной политики повысит эффективность производства.

Изменение оборудования

Для осуществления оптимизации необходимо изменение используемых технологий. Чаще всего для этой цели внедряют гибкие производственные системы (ГПС), которые позволяют переходить с одного вида продукции на другой. При этом для изменения направленности не требуется большого количества времени и средств. Такое решение позволяет сократить количество квалифицированных станков.

Система ГПС представляет собой комплекс из многофункциональных станков, которые оснащены числовым программным управлением. Примером такой технологии является металлорежущее оборудование, которое автоматически сменяет инструмент и заготовку. Материал со склада доставляется при помощи роботизированных транспортеров.
Каждая система дополняется дисплеем, на котором отображается состояние оборудования и возможные нарушения работы.
ГПС являются составляющей гибкого автоматизированного производства. Оно обеспечивает работу с минимальным участием человека. Таким образом, оборудование для диверсификации может включать в себя:

• автоматизированный станок с самостоятельной транспортирующей системой;

• центр управления производством с числовым программным управлением;

• автоматизированные рабочие места для технологов, конструкторов и плановиков;

• систему управления производством;

• станки с повышенной машинной, технологической и структурной гибкостью.

Такие виды диверсификации производства позволят уменьшить количество необходимого времени на один производственный цикл, а также увеличить ассортимент выпускаемого товара при минимальных денежных затратах.

Кейсы диверсификации производства

Перед началом диверсификации обычно составляется кейс, в котором учитываются все необходимые факторы, составляется стратегия решения проблемы. К условиям, которые должны обязательно браться во внимание, относятся:

• местонахождение предприятия, экономические особенности региона и страны в целом;

• количество сотрудников и оборудование с подробным описанием выполняемых функций;

• каждое изменение стратегии, которое было предпринято за историю существования производства;

• анализ причин, которые сделали эти шаги непродуктивными;

• учет всех денежных расходов и количества прибыли.

 

Диверсификация производства предприятия

 

Наиболее известным примером удачной последовательной диверсификации является развитие компании Samsung. Начиная с продаж овощей, подключались другие виды бизнесов – переработка сахара, страховой бизнес, охранный и ряд других. И сегодня эту компанию мы знаем по электронике, телефонам и планшетам. Но и сегодня они не останавливаются Samsung производит металлообрабатывающие станки, автомобили, ведет бизнес по переработке нефти, создает танкеры, бизнесы с недвижимостью и множество других. Это дает гарантии если одно направление угаснет, то компания продолжит свой успех в других направлениях. Таких примеров можно приводить бесконечно Siemens, Kyocera, VirginGroup и т.д.

 

виды диверсификации производства

 

Резюме

Диверсификация производства это отличное направления для роста компаний, расширения рынков и повышения ее прибыли. А также это гарантия компании успешно оставаться на рынке на протяжении столетий, может даже меняя свою деятельность.

В современных условиях, когда технологии растут быстро некоторые товары становятся не востребованы, вспомним, плёночные фотоаппараты, кнопочные телефоны, они быстро вытиснились с рынка новыми инновационными продуктами.
Как говорится в одном из законов диверсификации «Не держи яйца в одной корзине». Это справедливо и для производства предприятий.

Но помним во всем есть крайности и золотая середина, кинувшись в широкую диверсификацию компания рискует распылить усилия и таким образом потерять качество или еще какие-либо важные составляющие ее успеха. Это одна крайность, а развивать только один продукт, даже успешный сегодня — это другая крайность, т.к. завтра он может стать уже никому не нужным.

Золотой серединой будет являться фокусировка на тех своих продуктах, которые перспективные, приносят большую прибыль, очень востребованы и будут таковыми еще долго, а также постоянно проводить поиск других направлений, внедрять их, проводя постепенную диверсификацию без потерь в первоначальной деятельности. Трезво оценивать свои возможности.

Очень важно становиться лучшим производителем в одном из направлений бизнеса, но и точно также важно и диверсифицировать производство.