Кайдзен, система 5S | Vys

Подпишитесь на наши новости:

Высокие технологии


Кайдзен, система 5S

 

Хаос, отсутствие системы и беспорядок как на рабочем месте, так и в организации в целом вот, что наблюдается на большинстве предприятий. И если с виду все чисто, то углубляясь в систему организации, понимаешь, что никакой системы и вовсе нет. И это все годами не меняется и стоит на месте. Знакомо? Думаю, это многим знакомо, да всем.

Кайдзен – это один из подходов к улучшению работы организации. Эта система родом из Японии, и она зарекомендовала себя не только в Японии, но уже и во всем мире. Это система взаимосвязанных действий, приводящих к повышению качества продукции, процессов и системы управления.



Но главное это то, что это система НЕПРЕРЫВНОГО улучшения всех сторон организации – качества ее продукции, технологий, бизнес-процессов, корпоративной культуры, производительности, надежности, конкурентоспособности, лидерства, а также всех аспектов жизни. Ключевое слово «непрерывное» улучшение, т.е. улучшение не останавливается никогда, кайдзен — это путь и философия жизни. Путь улучшения ключевых категорий организации и жизни.

Именно принятие этой философии и практическое ее применение позволило Японской промышленности после окончания Второй Мировой Войны быстро восстановиться, нагнать потерянные мощности и занять лидирующие позиции в мире по качеству продукции, которые сохраняет она и по сей день.

Кайдзен состоит из двух японских слов Кай – «изменение» и Дзен – «хорошо, к лучшему». Самое известное практическое применение кайдзен было осуществлено в корпорации Toyota Motor Corporation и уже 60 лет она демонстрирует всему миру на сколько успешна эта философия.

Основные идеи Кайдзен были сформулированы Масааки Имаиа в своей одноименной книге в 1986 году в Англии.

 

Кайдзен система 5S

 

Фундамент системы Кайдзен закладывают 5 ключевых элементов (система 5S):

1. Seiri – аккуратность. Нужно отсортировать и выбросить всё, что не нужно для выполнения работы. Работник не должен делать ничего лишнего, делать не свою работу. Если какие-то письма должна писать секретарь, то она и должна это делать, а не перекладывать на других работников компании, которые также имеют причастие к данному письму. Так будет быстрее и лучше для всех, когда все работники занимаются только своим делом.

2. Seiton – порядок. Нужно навести порядок на рабочем месте, разложить все инструменты так, как будет максимально удобно для выполнения работ.

3. Seiso – чистота. Рабочее место должно быть чистым, после рабочего дня необходима уборка, и приведение его в первоначальный вид, где все инструменты и документы находятся на своих местах.

4. Seiketsu – стандартизирование. Стандартизация первых трех шагов. Эти действия должны стать обычной практикой работы. Это стандарт Вашего рабочего места и Вашей работы. После того как Вы избавились от дел, не являющиеся Вашими, навели порядок и разложили все по полочкам не только на своем столе, но и у себя в голове необходимо стабильно соблюдать эту систему и поддерживать принятые стандарты каждый день, изо дня в день и только тогда появятся результаты.

5. Shitsuke – дисциплина. Постоянное соблюдение принятых правил и обязательств на рабочем месте. Дисциплина и еще раз дисциплина не даст откатиться назад к старым привычкам. Это сложная задача, но ее нужно выполнять. Необходимо осуществления контроля через систему наблюдения и мониторинга за содержанием организованных и стандартизованных рабочих мест.

Данные 5 ключевых элементов составляют систему 5S, так как название всех пяти пунктов начинается с буквы S.

 

Кайдзен, система 5S

 

В центре философии кайдзен находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом любой компании. Причем эта философия относится к каждому работнику в независимости от ранга и в особенности она относится к высшему руководству компании, так как именно от них исходит направление движения компании, и они могут донести до рядового сотрудника важность кайдзен. В общем важен каждый человек, каждый сотрудник, так как именно от каждого сотрудника зависит качество выпускаемой продукции и услуг.

Каждый сотрудник должен постоянно улучшать свое место работы и свои результаты до идеала, не смотря на свою должность. Эту философию нельзя принять насильно, ее нужно принять всем сердцем и опираться на нее при движении вперед по жизни.

Приняв кайдзен всем сердцем и головой, как непоколебимый атрибут или принцип своей жизни, даже горничная, имеющая самую низкую должность, в отеле будет убирать комнату так качественно, как будто это комната в ее собственном доме, тем самым она показывает гостям отеля высокий бренд компании и отношение к гостям. И такая горничная не будет думать «вот, когда станет старшей горничной, тогда будет напрягаться, а так не интересно.» Она наоборот сама выберет наиболее лучшее моющее средство и подскажет начальнику, что нужно закупать для ее работы, и чтобы комната блестела еще больше, и таким образом ее роль в компании становится не такой уж низкой. Кстати и она сама получит большое удовлетворение от своего вложения в общее дело.

Вот она разница мышлений и философий, а ведь если так будет поступать каждый на своем рабочем месте компания может достигнуть просто высочайших результатов причем в достаточно короткое время. Вот какое огромное значение имеет кайдзен.

В Кайдзене есть еще очень много принципов, которые помогают раскрыть его сущность и достигнуть больших результатов. Тема очень глубокая и здесь одной статьей не обойтись, но ее нужно знать очень хорошо.

Одним из таких принципов кайдзена является всегда добираться до «корней» проблемы и устранять именно источник проблемы, а не ее симптомы. Известным приемом является 5 вопросов «Почему?».

Вопрос Проблема Контрмеры
Лужа масла в цехе Вытереть масло. Устранить симптомы проблемы.
1. Почему? Потому что утечка Починить станок
2. Почему? Потому что износилась прокладка Заменить прокладку на надежную
3. Почему? Потому что прокладка некачественная Изменить тех. условия на прокладку
4. Почему? Потому что прокладка дешёвая и не соответствует заявленному качеству Изменить политику снабжения
5. Почему? Потому что снабженцы учитывают только краткосрочное снижение себестоимости Изменить политику оценки качества работы снабженцев
Кайдзен предусматривает, что каждый человек регулярно вносит свои предложения по улучшению своего рабочего места или какого-либо бизнес-процесса, это своего рода рационализаторские предложения. Это возможно небольшие идеи, но такое постепенное улучшение на постоянной основе двигает компанию все больше вперед, оставляя конкурентов, не принявших кайдзен, позади. Так как большое количество маленьких улучшений приводит к значительным результатам. Большой путь начинается с маленького шага.

Япония признана лидером по количеству принятых рационализаторских предложений. Для сравнения: в 1989 году в Японии было внедрено 83% всех рационализаторских предложений, тогда как в Германии – 40%, а в США – только 30%. В Германии на одного работника в год приходится 0,15 рационализаторских предложений, тогда как в Японии этот показатель составляет свыше 30.

Важными принципами также являются:

Командная работа, все сотрудники идут к одной цели, при этом всячески помогая друг другу и добросовестно выполняя свои функции и обязанности и т.д.

Самодисциплина, главный принцип для достижения успеха в любом деле, каждый должен рационально управлять временем, ресурсами компании и т.д. Вовремя приходить и качественно исполнять свою работу.

Позитивный настрой даже в кризисные моменты сотрудники должны быть настроены позитивно и сохранять моральный дух, чтобы двигаться вперед не отставая, а то еще быстрее, для этого необходимо создавать все условия труда для сотрудников, вознаграждения, выгодное кредитование, поощрения и т.д.

Нацеленность на высокую конкурентоспособность. Это постоянная борьба за качество и повышение конкурентоспособности компании на всех уровнях. Это высокая клиентоориентированность. Всё, что может быть улучшено, должно быть улучшено.

Устранение неоправданных потерь, например, в производстве к потерям относят перепроизводство, потери времени из-за ожидания, ненужная транспортировка и перемещение, лишняя обработка и избыток запасов, выпуск бракованной продукции.

Можно сказать, что кайдзен создает роботов, а не людей, однако смотря, как к этому подойти, поэтому и важно глубокое понимание всей этой философии. Кайдзен направлен на развитие людей, выработке их лидерских качеств, эти лидерские качества применяются ими на своем уровне, так горничная отеля является лидером своей собственной жизни, хотя даже и не имеет подчиненных и высоких званий.

Кайдзен это не просто чистое рабочее место, или рационализаторское предложение в конце дня. Это намного больше это философия жизни, а чистое рабочее место и рацпредложение — это следствие принятой философии. И эта философия применима ко всем сферам от профессиональной до личной.